Акт на перерасчет по неоказанным коммунальным услугам

 

Анализ оснований для перерасчета платы за некачественные коммунальные услуги и выявление правовых рисков, связанных с невыполнением перерасчета. Управляющие организации при взыскании с собственников долгов за жилищно-коммунальные услуги обязаны следовать досудебному порядку решения споров. Но случается обратная ситуация: жители дома требуют от компании сделать им перерасчёт внесённой платы. Читайте, обязаны ли они при этом следовать процедуре досудебного урегулирования вопроса, чтобы получить через суд перерасчёт и штраф за нарушение прав потребителей.

Содержание

Суд не требует от собственника соблюдения порядка досудебного урегулирования в спорах о перерасчёте платы за ЖКУ

Жители дома подали жалобу в Верховный суд РФ, считая, что кассационный суд не прав, освободив управляющую организацию от штрафа за отказ сделать перерасчёт платы без судебного разбирательства.

ВС РФ встал на сторону собственников. Он отметил, что управляющие домами несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества перед собственниками помещений, в том числе за нарушение своих обязательств (п. 42 ПП РФ № 491).

К отношениям между УО и собственниками применяются нормы Закона РФ от № 2300-I о защите прав потребителей. Если суд удовлетворил требования собственников о взыскании с компании заявленных средств, то УО должна оплатить штраф за то, что не согласилась вернуть деньги добровольно, без суда.

Согласно п. 46 постановления Пленума ВС РФ от № 17, такой штраф взыскивается с ответчика в пользу потребителя независимо от того, заявлялось ли такое требование суду. В постановлении Пленума ВС РФ от № 18 о досудебном урегулировании споров также нет отсылок на то, что по данной категории судебных дел предусмотрен обязательный досудебный порядок.

Поэтому ВС РФ сделал вывод: нормы законодательства не содержат указания на то, что штраф назначается только в случае, если потребитель заявил свои требования согласно процедуре досудебного урегулирования спора.

К тому же, как отметил судья, собственники неоднократно обращались в УО с требованием провести ремонт общего имущества, оказывать заявленные в договоре услуги и сделать перерасчёт платы за ЖКУ за предыдущие периоды, но компания этого не сделала. Суды всех инстанций признали право истцов на такой перерасчёт, то есть удовлетворили требования собственников.

В таких обстоятельствах ВС РФ посчитал, что первая инстанция правомерно решила взыскать с управляющей организации штраф, а постановление кассационного суда было отменено.Платит ли УО штраф за отказ устранить нарушение прав потребителя 6731 0

Порядок перерасчета за коммунальные услуги

Перерасчет коммунальных услуг при временном отсутствии

Лучше заранее известить управляющую компанию или другого поставщика ЖКУ об отъезде и предоставить соответствующие документы — билеты, бронь гостиницы.

Без счетчиков. Сделают только если в доме технически невозможно установить приборы учета. Если ваш дом не относится к этой категории и вы до сих пор не установили счетчики, в перерасчете вам откажут. При отсутствии техвозможности для установки приборов учета, попросите подтверждающий этот факт документ у поставщика коммунальных услуг и добавьте к пакету остальных бумаг.

По счетчикам. При наличии приборов учета специальный перерасчет не требуется — приборы зафиксируют данные за дни отсутствия.

Какие услуги не подлежат перерасчету. За некоторые виды услуг все равно придется заплатить, даже если вы доказали, что не проживали дома более 5 дней:

  • вывоз мусора;
  • эксплуатация лифта;
  • содержание многоквартирного дома;
  • газоснабжение для отопительных целей;
  • водоотведение отдельно от водоснабжения;
  • отопление жилых помещений.

Перерасчет за некачественные коммунальные услуги

Вы можете запросить процедуру перерасчета, если недовольны качеством ЖКУ — например, низкая температура горячей воды или чрезмерно длительное ее отсутствие. Для этого приглашают экспертов, которые замеряют:

  • для электричества — напряжение, силу тока;
  • для горячего и холодного водоснабжения — напор и температура по нормативам, химический состав, жесткость, внешний вид.

Если показатели отклоняются от нормы, вы можете обращаться за перерасчетом на основе экспертизы.

Особенности перерасчета за отопление. При полном отключении или температуре ниже нормативов, вы можете оспорить начисления за некачественные услуги только через суд. Вам откажут в прошении, если:

  • в квартире или доме теплопотери происходят из-за низкого качества дверных или оконных блоков — но при малой теплоотдаче самих отопительных приборов можно оспорить;
  • воздушные пробки в стояках — но, если вы не пустите сотрудников ЖЭКа, чтобы устранить их, вам откажут;
  • у вас стоят старые радиаторы или не греются из-за засоров — если в стояках температура соответствует норме, а радиатор в помещении не греется, вам нужно будет решать этот вопрос самостоятельно заменой оборудования в жилье.

Если с качеством приборов все в порядке, а температура в квартире ниже положенного уровня, вы можете требовать снижения платы за отопление. Для этого пригласите инициативную группу жильцов или специальную комиссию и:

  • вычислите разницу между нормированной и фактической температурой;
  • зафиксируйте время, когда температура была ниже нормы;
  • каждый час отклонения снижает оплату на 0,15% от ежемесячный платы за градус; ежемесячную плату надо умножить на 0,15%, на количество часов отклонения, на ее величину.

Считайте дневные и ночные нормы отдельно — у них разные тарифы.

Условия перерасчёта при временном отсутствии изложены в ПП РФ № 354

Обязанность оплачивать жилищные и коммунальные услуги возникает с момента регистрации права собственности на помещение или его долю (п. 5 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ). Расчёт платы за коммунальные услуги производится согласно показаниям установленных приборов учёта, а если их нет – исходя из нормативов потребления ресурсов, утверждённых органами государственной власти субъектов РФ (ч. 1 ст. 157 ЖК РФ).

Порядок перерасчёта платы за КУ при временном отсутствии потребителя в помещении определён в разд. VIII ПП РФ № 354. Если в помещении установлены индивидуальные приборы учёта, то за время отсутствия проживающих перерасчёт платы за ЖКУ не делается. Потребление ресурсов фиксируется показаниями ИПУ.

Если квартира не оснащена счётчиками, то при непроживании в ней потребителей более пяти полных дней собственник имеет право обратиться к исполнителю КУ за перерасчётом платы (п. 86 ПП РФ № 354). При этом важным условием является отсутствие технической возможности установки в квартире ИПУ, подтверждённой соответствующим актом обследования.

Перерасчёт делается в течение пяти рабочих дней после получения заявления от потребителя и подтверждающих период временного отсутствия документов. Подаётся такое заявление до отъезда или не позднее 30 дней после окончания периода непроживания. К заявлению должна прилагаться копия акта обследования о невозможности установки ИПУ (п.п. 91, 92 ПП РФ № 354).

Такое обследование проводится в соответствии с приказом Министерства регионального развития РФ от № 627. Если невозможность установки счётчиков не подтверждена или ИПУ вышел из строя, перерасчёт платы за соответствующие КУ при временном отсутствии проживающих не производится (п. 86 ПП РФ № 354).Перерасчёт платы за коммунальные услуги 35742 4

Досудебное урегулирование спора обязательно при взыскании УО задолженности за ЖКУ

В соответствии с ч. 5 ст. 4 АПК РФ, гражданско-правовые споры о взыскании денежных средств по договорам и сделкам передаются в суд только после принятия сторонами мер по досудебному урегулированию. Сделать это можно по истечении тридцати календарных дней со дня направления претензии, если иные сроки/порядок не установлены законом или договором.

К таким правоотношениям относятся и взыскание УО и ТСЖ долгов за жилищно-коммунальные услуги. Управляющие домами при обращении с иском в суд обязаны подтвердить, что это требование закона выполнили: указать на это в исковом заявлении и приложить соответствующие документы (п. 8 ч. 2 ст. 125, п. 7 ч. 1 ст. 126 АПК РФ).

Согласно п. 2 Обзора практики ВС РФ от , соблюдение досудебного порядка урегулирования спора перед обращением в суд с требованием о взыскании расходов на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома с юрлица обязательно (ст. ст. 210, 249 ГК РФ, ст. ст. 153, 158, 162 ЖК РФ, ч. 5 ст. 4 АПК РФ). Если ко дню обращения в суд срок на досудебное обжалование ещё не истёк, то суд должен возвратить исковой заявление (п. 8 Обзора практики ВС РФ от ).Что УО следует помнить о досудебном порядке урегулирования споров 11762 0

Документы для перерасчета платы за коммунальные услуги

Фото 2

Как написать заявление на перерасчет коммунальных услуг

У этого типа заявления нет строго установленной формы. Вы можете написать его в свободной форме, главное — указать важные пункты:

  • название организации, куда обращаетесь;
  • личные данные;
  • адрес помещения, где требуется перерасчет;
  • просьбу о перерасчете и указать вид услуги;
  • период, за который требуется пересчитать сумму платежей;
  • основания для процедуры с перечнем приложений к заявлению — справки, заключения экспертов, другие документы.

Если отправляете заявление по почте — высылайте заказным письмом с уведомлением, описью приложений. Можно отнести напрямую в организацию — в этом случае составьте заявление в двух экземплярах. Одно передайте ответственному сотруднику, на втором попросите поставить подпись, печать и регистрационный номер документа.

Вы можете найти в интернете и скачать заявление на перерасчет коммунальных услуг — образец 2018

Дополнительные документы

Они зависят от оснований для перерасчета коммунальных услуг и должны подтвердить факт необходимости процедуры.

По временному отсутствию. Если во время отъезда проживали в гостинице, приложите подтверждающие чеки. Согласно типу отъезда, добавьте в приложение к заявлению справку:

  • о командировке, заверенную работодателем;
  • о лечении в стационаре;
  • о временной регистрации в другом городе;
  • из учебного заведения;
  • из ТСЖ о проживании на дачном участке.

При ненадлежащем качестве. Проведите экспертизу с помощью специалистов из УК, Роспотребнадзора или Жилинспекции. Специалисты должны оставить вам:

  • акт, где указана дата проверки, адрес помещения;
  • экспертное заключение.

Все документы должны быть юридически грамотно оформлены. На справках будут проверять реквизиты организаций, печати, подписи ответственных сотрудников. Если хотя бы один документ не соответствует условиям, ваше заявление отклонят.

Выявление исполнителем факта предоставления некачественных услуг – основание для перерасчета

Выявление исполнителем факта предоставления некачественных услуг – основание для перерасчета

Порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, регламентирован разделом X Правил № 354.

Данный порядок предусматривает в т.ч. и алгоритм действий исполнителя при самостоятельном обнаружении факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества.

Так, согласно пунктам 104, 107, подпункту «а» пункта 111 Правил № 354 датой и временем, начиная с которых считается, что коммунальная услуга предоставляется с нарушениями качества, является, в частности:

  • дата и время обнаружения исполнителем факта нарушения качества коммунальной услуги всем или части потребителей (указанные исполнителем в журнале учета таких фактов);
  • дата и время начала нарушения качества коммунальной услуги, которые были зафиксированы коллективным (общедомовым), общим (квартирным), индивидуальным прибором учета или иным средством измерения, которое предназначено для этих целей и используется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о единстве измерений (если указанные приборы учета и средства измерения способны сохранять зафиксированные сведения).

Соответственно, обязанность исполнителя коммунальных услуг произвести перерасчет платы связывается не только с какими-либо активными действиями (например, с заявлением) потребителя услуг, но и с самостоятельным выявлением факта предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества.

Такая связь отчасти подтверждается и пунктом 22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности».

Из его содержания следует, что при разрешении споров о перерасчете платежей за коммунальные услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, факт ненадлежащего оказания коммунальных услуг может подтверждаться не только составленными исполнителем коммунальных услуг актом нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или актом непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, но и любыми другими средствами доказывания.

Вывод

Таким образом, заявительный порядок осуществления перерасчета платы при предоставлении потребителю некачественных услуг является не единственно возможным. Обязанность исполнителя произвести перерасчет платы может быть связана и с иными основаниями (не связанными с заявлением потребителя), в т.ч. и с самостоятельным выявлением исполнителем факта предоставления услуг ненадлежащего качества.

Собственник посчитал условия для перерасчёта противоречащими ЖК РФ

С подходом к перерасчёту платы за КУ за время отсутствия, изложенном в ПП РФ № 354, не согласился владелец доли в квартире в многоквартирном доме. В жилом помещении не установлены приборы учёта коммунальных ресурсов, так как об этом не смогли договориться все собственники квартиры. Расчёт платы производится исходя из нормативов потребления.

Поскольку владелец доли не проживает в помещении почти год, он обратился в управляющую организацию с просьбой сделать перерасчёт платы за КУ из-за временного отсутствия. УО отказала собственнику в перерасчёте, сославшись на п. 86 ПП РФ № 354: у заявителя не было акта, подтверждающего невозможность установки в квартире ИПУ.

Собственник посчитал, что перечень оснований для перерасчёта при временном отсутствии, приведённый в ПП РФ № 354, неполный, и обратился в Верховный суд РФ с просьбой признать частично недействующими п. 86, первый абзац п. 91 второй абзац п. 92 ПП РФ № 354.

Истец посчитал противоречащими ч. ч. 1,3 ст. 1 ЖК РФ следующие требования ПП РФ № 354:

  • перерасчёт платы при временном отсутствии делается только в отсутствие технической возможности установки ИПУ;
  • сроки подачи заявления на перерасчёт при временном отсутствии ограничены 30 днями после окончания периода отсутствия;
  • к заявлению о перерасчёте должен быть приложен акт обследования на предмет отсутствия возможности установить ИПУ.

Истец утверждал, что данные пункты ПП РФ № 354 нарушают его права и устанавливают принципы неравенства потребителей, что противоречит ст. 1 ЖК РФ. Ведь получить перерасчёт платы за КУ в период временного отсутствия вправе только потребители с актом о невозможности установить ИПУ.Когда можно ограничивать коммунальные услуги 15074 3

Основания для перерасчета за коммунальные услуги

Фото 3
  1. Временное отсутствие жильцов — если жильцы дома или квартиры отсутствовали в обслуживаемом помещении от 5 и более дней.
  2. Некачественное предоставление ЖКУ — нужно предоставить доказательства такого нарушения, для этого приглашают специалисты, которые измеряют силу напора воды, температуры, силу тока или другие необходимые показатели.
  3. Полное отсутствие ЖКУ — если вы честно и своевременно оплачиваете коммунальные услуги и сталкиваетесь с их отключением в срок выше установленной законом нормы, можно требовать перерасчета.

Условия для перерасчёта за период отсутствия способствуют энергосбережению

Верховный Суд РФ, проанализировав указанные пункты ПП РФ № 354 и доводы истца, не согласился с ним. В решении судья подчеркнул, что неиспользование помещения собственником не является основанием невнесения платы за ЖКУ (ч. 11 ст. 155 ЖК РФ).

Верховный Суд РФ не нашёл подтверждения доводам истца, что условие предоставления акта о невозможности установки счётчика противоречит принципам равенства и создаёт преимущества одних потребителей над другими (ч. 1 ст. 1 ЖК РФ).

Такое условие, наоборот, способствует исполнению требованийФедерального закона от № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности». Указанный Федеральный закон установил, что потребляемые энергетические ресурсы подлежат учёту с использованием ИПУ (ст. 13 № 261-ФЗ).

Подтверждение невозможности установить ИПУ направлено на то, чтобы потребители переходили на оплату коммунальных услуг исходя из показаний приборов учета. Это способствует эффективному и рациональному использованию ресурсов. Поэтому собственник, при наличии технической возможности не установивший счётчики, не может ссылаться на их отсутствие, чтобы не оплачивать ЖКУ.

Довод истца о том, что счётчики не установлены из-за отсутствия согласия между собственниками долей в квартире, суд также не принял во внимание. Вп. 1 ст. 247 ГК РФ прописана процедура разрешения споров между владельцами долевой собственности. Пользование долевым имуществом происходит по соглашению собственников долей, а если согласия достичь не удаётся – в судебном порядке.

Поэтому неустановка ИПУ из-за разногласий участников долевой собственности не может служить основанием для перерасчёта платы в период временного отсутствия потребителя в занимаемом помещении. Верховный Суд РФ отказал истцув удовлетворении иска, подтвердив правомерность отказа управляющей организации в перерасчёте.Временно проживающие и временно отсутствующие пользователи 13833 0

Что делать при отказе перерасчета коммуналки

Организация, предоставляющая вам ЖКУ, должна дать письменный отказ и обосновать его причины. Если вы уверены в своей правоте, пишите жалобу в прокуратуру или Роспотребнадзор. К жалобе необходимо приложить отказ и весь пакет документов, который вы подавали для перерасчета.

Контролирующие организации помогают в решении спорных ситуаций, но если их вмешательство не помогло — обращайтесь в суд, соблюдая сроки исковой давности.

Как быстро оформляют перерасчет платы за ЖКУ

По закону правильно оформленное заявление рассматривают в течение 5 рабочих дней. Важно подать заявление в течение 30-дневного срока с момента наступления основания. Результаты перерасчета вы увидите в квитанции за следующий месяц.

Если подаете заявление до отъезда, вам пересчитают только 6 месяцев отсутствия. Для более длительного перерасчета коммуналки, нужно будет вернуться и подать заявление снова спустя 6 месяцев после первой заявки. Вам откажут в перерасчете, если вы пропустите срок подачи заявления. Однако, при уважительной причине такую ситуацию можно оспорить в суде.

Куда обращаться для перерасчета за коммунальные услуги ЖКХ

Найдите реквизиты для обращения в квитанциях на оплату. В зависимости от вида договора на предоставление ЖКУ, способа управления домом, подавайте заявление напрямую к поставщикам услуг или в:

  • ТСЖ;
  • УО;
  • ДЕЗ;
  • РКЦ.

При некачественных коммунальных услугах можно обратиться в Жилинспекцию или Роспотребнадзор — они предоставят независимых экспертов.

Ответственность за предоставление коммунальных услуг ненадлежащего качества или с перерывами

Исполнитель (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги), предоставивший потребителю коммунальную услугу ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов, обязан произвести перерасчет потребителю размера платы за такую коммунальную услугу в сторону ее уменьшения вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги (ч. 4 ст. 157 ЖК РФ; п. 2, пп. "г" п. 31, п. п. 98, 150 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от N 354 (далее - Правила)).

Если исполнителем является ресурсоснабжающая организация, которая не осуществляет обслуживание внутридомовых инженерных систем, изменение размера платы за коммунальную услугу производится такой организацией в том случае, если нарушение качества коммунальной услуги или перерывы в ее предоставлении возникли до границы раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.

Если же нарушение качества коммунальной услуги или перерывы в ее предоставлении возникли во внутридомовых инженерных системах, то изменение размера платы за коммунальную услугу не производится, а возмещение убытков производится лицами, осуществляющими обслуживание внутридомовых инженерных систем (п. 103 Правил).

Исполнитель освобождается от ответственности за нарушение качества предоставления коммунальных услуг вследствие предоставления потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, если докажет, что такое нарушение произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине потребителя.

При этом к обстоятельствам непреодолимой силы не относятся, в частности, нарушение обязательств со стороны контрагентов исполнителя или действия (бездействие) исполнителя, включая отсутствие у исполнителя необходимых денежных средств (п. 3 ст. 401 ГК РФ; п. 4 ст. 13 Закона от N 2300-1; п. 150 Правил).

При причинении вследствие нарушения качества коммунальной услуги вреда жизни, здоровью или имуществу потребителя такой вред подлежит возмещению исполнителем в полном объеме независимо от вины исполнителя. При этом требовать возмещения вреда вправе любой потерпевший, независимо от наличия или отсутствия договора с исполнителем.

Потребитель также вправе требовать от исполнителя возмещения морального вреда, а в некоторых случаях уплаты неустоек (штрафов, пеней) (ч. 4 ст. 157 ЖК РФ; ч. 1 ст. 13, ч. 3 ст. 14, ст. 15 Закона N 2300-1; п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от N 22; пп. "е" п. 33, п. п. 150, 151, 157 Правил).

Фото 3

Основания для перерасчета, предусмотренные в законе

Основания для перерасчета, предусмотренные в законе

В соответствии с подпунктами «а» и «г» пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от . 2011 № 354 (далее – Правила № 354), исполнитель обязан:

  • предоставить потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства РФ, указанными правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг;
  • при наличии оснований, производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность.

В силу части 4 статьи 157 ЖК РФ в качестве последствия предоставления коммунальных услуг с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, и (или) с нарушением качества предусмотрено изменение размера платы за коммунальные услуги (реализуемое в порядке, установленном Правительством РФ в Правилах № 354).

В свою очередь, в пункте 98 Правил № 354 определено, что при предоставлении в расчетном периоде потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, размер платы за такую коммунальную услугу подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения от оплаты такой услуги.

Согласно же пункту 150 Правил № 354 исполнитель, допустивший нарушение качества предоставления коммунальной услуги вследствие предоставления потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, обязан произвести перерасчет потребителю размера платы за такую коммунальную услугу в сторону ее уменьшения.

Вывод

Таким образом, из приведенных норм следует, что необходимость перерасчета размера платы связывается с фактом предоставления некачественных коммунальных услуг.

Порядок установления факта ненадлежащего предоставления коммунальных услуг для перерасчета размера платы

Обнаружив факт предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества или с перерывами, потребитель должен уведомить об этом аварийно-диспетчерскую службу или иную службу, указанную исполнителем, сообщив свои фамилию, имя и отчество, точный адрес помещения, где обнаружено нарушение качества коммунальной услуги, и вид такой коммунальной услуги.

Сообщение может быть сделано в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации. Сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан сообщить потребителю свои Ф.И.О., регистрационный номер сообщения и время его регистрации (пп. "и" п. 31, пп. "в" п. 31(1), пп. "а" п. 34, п. п. 105, 106 Правил).

Если сотруднику аварийно-диспетчерской службы известны причины нарушения качества коммунальной услуги, он обязан сразу сообщить об этом обратившемуся и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации сообщений (п. 107 Правил).
Если же причины сотруднику аварийно-диспетчерской службы неизвестны, он обязан согласовать с потребителем точное время и дату проверки факта нарушения качества коммунальной услуги.

Проверка должна быть назначена не позднее двух часов с момента получения от потребителя сообщения о нарушении качества коммунальной услуги, если с потребителем не согласовано иное время (п. 108 Правил). По результатам проверки составляется акт, в котором указываются, в частности, дата и время проведения проверки и выявленные нарушения либо отсутствие факта нарушения качества коммунальной услуги.

Один экземпляр акта передается потребителю (или его представителю), второй экземпляр остается у исполнителя, остальные экземпляры передаются лицам, участвующим в проверке (п. 109 Правил).

Если в ходе проверки возникает спор относительно факта нарушения качества коммунальной услуги, то определяется порядок проведения дальнейшей проверки. При этом любой участник проверки вправе инициировать проведение экспертизы качества коммунальной услуги (п. п. 109, 110 Правил).

Если в установленное время проверка не проведена, а также если невозможно уведомить исполнителя о факте нарушения качества коммунальной услуги из-за ненадлежащей организации работы круглосуточной аварийной службы, потребитель вправе составить акт проверки качества предоставляемых коммунальных услуг в отсутствие исполнителя (п. 110 (1) Правил).

Такой акт должен быть подписан не менее чем двумя потребителями и председателем ТСЖ, ЖК, ЖСК либо совета многоквартирного дома (в зависимости от способа управления многоквартирным домом).

Акт проверки служит основанием для перерасчета размера платы за коммунальные услуги (пп. "ж" п. 69 Правил).

УО заплатит штраф за нарушение прав потребителя, если суд согласится с правом собственника на перерасчёт платы за ЖКУ

Суды первой инстанции и апелляции в своём решении были единодушны. Истцы предоставили неоспоримые доказательства того, что в спорный период они исправно оплачивали счета за ЖКУ, которые выставляла управляющая организация. При этом составленные ими акты и фотоматериалы подтверждали, что УО предоставляла услуги ненадлежащего качества или вовсе их не оказывала.

Суд первой инстанции удовлетворил требования истцов о взыскании с УО сумм переплат за ЖКУ в спорный период, компенсации морального ущерба и штрафа на 8,4 тысячи рублей. Штраф УО получила за то, что отказалась сделать перерасчёт платы за ЖКУ в досудебном порядке и не приняла мер для организации надлежащего оказания услуг (ч.ч. 1, 2.3 ст. 161 ЖК РФ, ч. 6 ст. 13 Закона РФ от № 2300-I, п. 46 Постановления Пленума ВС РФ от № 17).

Ход дела поменялся в кассационной инстанции, куда управляющая организация обратилась с жалобой. Она оспаривала сумму штрафа, считая, что не должна его платить, поскольку собственники не следовали нормам НПА о досудебном порядке решения спора.

Кассационный суд согласился с позицией компании. В силу ч. 6 ст. 13 № 2300-I, если суд удовлетворил требования потребителей, он взыскивает с ответчика штраф за отказ их выполнить в добровольном порядке. Сумма штрафа равна 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Суд указал на то, что такой штраф взыскивается с ответчика только за отказ от добровольного исполнения требований потребителей. Но, как отметил судья, собственники не предоставили доказательств, что обращались в УО с заявлением или претензией о возврате им денег, оплаченных за неоказанные услуги. Это признали и сами истцы, указав, что не обязаны направлять управляющей организации какие-то претензии по этому поводу.

Поэтому кассационный суд сделал вывод, что решение суда первой инстанции в части взыскания с УО штрафа подлежит отмене. Собственники не заявляли свои требования в досудебном порядке, а это, по мнению суда, нужно было делать обязательно.Требования НПА о досудебном обжаловании решений надзорных органов 5678 3

Фото 4

Собственники вправе через суд требовать от управляющей организации перерасчёт платы за ЖКУ и уплату штрафа

Исходя из позиции судов и норм НПА, управляющие организации при взыскании с жителей домов долгов за ЖКУ обязаны соблюдать досудебный порядок действий. Но случается, что не УО требует взыскать с собственников деньги в суде, а сами жители дома обращаются за защитой своих прав, например, при ненадлежащем содержании управляющей организацией внутридомовых сетей или общего имущества.

В одном из таких споров суды, в том числе Верховный суд РФ, рассматривали вопрос о том, должны ли собственники помещений в доме соблюдать требования законодательства по досудебному порядку урегулирования таких споров.

Группа жителей одного из МКД г. Фокино Приморского края неоднократно обращалась в управляющую организацию с требованиями надлежащим образом выполнять обязанности по содержанию и ремонту их общедомового имущества, а также прекратить начислять плату за услуги, которые она не оказывала. Для подтверждения этих фактов они делали фотографии, например, что УО не убирает в подъездах и на придомовой территории или обслуживает лифт, которые долгое время стоял в нерабочем состоянии.

УО не реагировала, продолжая взимать плату за все эти услуги в полном объёме. Жители дома обращались с жалобами в муниципалитет и орган ГЖН, прокуратуру, но результата не было. Поэтому они обратились с иском в суд, требуя, чтобы УО вернула им уплаченные деньги за неоказанные услуги на сумму более 40 тысяч рублей. Также собственники потребовали, чтобы компания выплатила им компенсацию морального вреда по 5 тысяч рублей каждому и штраф.

Источники

Использованные источники информации при написании статьи:

  • https://roskvartal.ru/deyatelnost-uk/12719-dolzhen-li-potrebitel-do-suda-napravit-uo-trebovanie-o-pereraschyete
  • https://www.it-uk.ru/infoblock/pereraschet-platy-za-ku/
  • https://roskvartal.ru/kommunalnye-uslugi/9587-usloviya-pereraschyeta-pri-vremennom-otsutstvii-soglasno-354-i-zhk-rf
  • https://zhane.ru/analitika/publikatsii/3041-nekachestvennye-kommunalnye-uslugi-osnovaniya-pererascheta-platy-i-riski-ego-neprovedeniya
  • https://ur29.ru/news/pereraschet-za-kommunalnye-uslugi/
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий